ЮРИДИЧЕСКАЯ ЗАЩИТА ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ
Работы выполнены некачественно? Оказанные услуги не соответствуют Вашим требованиям?
Вы имеете право требовать устранения недостатков, либо отказаться от договора и потребовать возмещения убытков!
Под некачественным проведением работ либо оказанием услуг подразумеваются такие действия исполнителя, которые привели к несоответствию результатов этих работ либо услуг требованиям, выдвинутым заказчиком, а также договорным условиям либо действующим законам.
Некачественное выполнение работ
Недостатки, обнаруженные в результатах проведённых работ, подразделяются на 2 типа - существенные и несущественные.
Несущественными называются недостатки, исключающие пригодность предмета договора для использования в обычных условиях либо такого использования, которое описано в содержании договора. Также к ним принадлежат недостатки, возникающие вследствие отступления от требований проектных документов.
Существенными называются недостатки, которые являются неустранимыми, а также недостатки, которые невозможно устранить, не понеся несоразмерные финансовые расходы либо временные затраты. Кроме того, к этой категории относится, к примеру, недостаток, выявляемый многократно либо проявляющийся снова после того, как он был устранён.
В связи с несущественными недостатками работ требования, которые может предъявлять заказчик, таковы:
- безвозмездное устранение недостатков за разумное время;
- соразмерное снижение стоимости работы;
- компенсация собственных затрат на ликвидацию недостатков, если договор предусматривает, что заказчик вправе устранить их самостоятельно;
- заказчик имеет право на предъявление лишь одного требования, но не двух и более одновременно;
Когда недостатки относятся к категории существенных, есть право на отказ от выполнения договорных условий.
Основным доказательством некачественного проведения работ является вывод экспертизы. Также в качестве доказательств выступают гарантийные письма, написанные подрядчиком, в которых идёт речь о ликвидации недостатков; переписка заказчика с подрядчиком, содержание которой прямо указывает на то, что подрядчик признаёт свой брак; акты, подписанные обеими сторонами, в которых констатируется обнаружение недостатков; односторонние акты, оформленные заказчиком с участием представителя подрядчика в описании обнаруженных недостатков; соответствующие заключения, сделанные государственным строительным экспертным органом. Кроме строительной экспертизы, иногда проводят экспертизу, позволяющую определить рыночную цену выполненных работ либо предоставленных услуг, связанных с устранением обнаруженных дефектов, если их устранением занимаются третьи лица.
Претензии, связанные с качеством проводимых работ, могут предъявляться подрядчику на протяжении того срока, который указан в договоре, однако он не может быть меньше, чем гарантийный срок, который установлен законодательством.
Некачественное оказание услуг
Некачественной считается услуга, чьё качество не отвечает действующим стандартам, условиям договора и законам, и результат которой является непригодным для использования по назначению.
Потребитель услуги вправе выдвигать такие требования к исполнителю:
- безвозмездная ликвидация дефектов в течение разумного времени;
- соразмерное снижение стоимости работ;
- компенсация затрат потребителя на ликвидацию дефектов при условии, что заказчик согласно условиям договора имеет право на их устранение;
- выплата штрафов.
Услуга является некачественной при следующих обстоятельствах:
- не достигнута цель, которая была поставлена в момент заказа услуги;
- услуга не отвечает требованиям заказчика, а также договорным условиям;
- оказание услуги сопровождалось нарушением соответствующей технологии либо для её оказания использовались материалы низкого качества;
- результатом услуги стало нанесение заказчику имущественного ущерба либо вреда для здоровья.
В случае, когда договор о возмездном предоставлении услуги не предусматривает, что заказчик вправе самостоятельно либо при помощи третьих лиц устранять недостатки предоставленной услуги, заказчик не имеет права в случае предоставления некачественных услуг требовать от исполнителя компенсации понесённых затрат на ликвидацию недостатков.
Договор о возмездном оказании услуг может содержать условие ограничения масштабов ответственности, которую несёт исполнитель услуги в случае ненадлежащего её оказания. При этом устанавливается максимальная сумма ущерба, который подлежит компенсации.
У потребителя в случае выявления недостатков оказанных услуг либо проведённых работ есть право требовать (на выбор):
- безвозмездную ликвидацию недостатков этих услуг либо работ;
- соответствующее снижение стоимости выполненных работ (оказанных услуг);
- безвозмездное изготовление другого предмета из аналогичного материала, имеющего аналогичное качество, либо повторное проведение работы - в таком случае на потребителя налагается обязанность компенсации предмета, ранее переданного исполнителем ему;
- компенсацию затрат, которые он понёс, связанных с устранением дефектов проведённых работ (оказанных услуг) собственными силами либо третьими лицами.
У потребителя есть право на предъявление требований, которые связаны с дефектами проведённых работ (оказанных услуг) в случае обнаружения их на протяжении срока гарантии, а в случае, когда чёткий гарантийный срок отсутствует - в течение разумного срока, который не превышает 2 года с даты принятия выполненных работ либо оказанных услуг, либо же не превышающий 5 лет, если речь идёт о недостатках недвижимого объекта.